Истории
Помните ли вы свой первый сборник Есенина, по которому учили стихи в начальной школе? Случалось ли охотиться за книгой ради одного небольшого произведения? А может, какое-то издание поэта имеет особую ценность в вашей семье? Книга может печататься многотысячными тиражами, но для каждого читателя знакомство с ней останется уникальным переживанием. Такие вопросы мы задавали аудитории Московского дворца пионеров и вот, что они нам рассказали.
В семье творчество поэта бережно переносилось из уст в уста всем, от мала до велика.
С поэзией Сергея Есенина меня еще в детстве познакомила мама. Она знала наизусть много стихов, но моим любимым всегда было «Видно так заведено навеки...». Маму познакомил с творчеством Есенина ее отец, мой дед. В семье творчество поэта бережно переносилось из уст в уста всем, от мала до велика. Мама несколько раз была в Константиново. В этом году хочу и я поехать на родину Сергея и почувствовать те настроения и природу, что чувствовал он... В школьные годы я сама начала писать стихи. В годы института заинтересовалась более сложными произведениями поэта, такими как «Черный человек». Я точно могу сказать, что поэзию как таковую я полюбила именно благодаря стихам Сергея Есенина. Сначала это были добрые стихотворения о природе, через которые пришла любовь к миру. В юные годы меня спасали стихотворения о любви, они настолько близкими казались. И сейчас стихи не утратили своей актуальности... Они настолько понятны сердцу, что кажется, их писал близкий человек... Сейчас я, как и моя мама в свое время, передаю творчество Сергея своей дочери, читая ей его стихи. Он будет жить в людях вместе со своей поэзией, такой простой и понятной каждому... Спасибо Есенину за правдивые слова и за мою привязанность к поэзии...

Дарья Файзуллина, 27 лет

Одним из первых стихотворений С. Есенина, которое я учила в начальной школе, было «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве». В детстве оно произвело на меня очень яркое впечатление. Мне тогда было не понятно, что такое колотушка, которой стучит сонный сторож. Помню, как мама объясняла мне значение этого слова.

У нас дома всегда были два томика Есенин, которые до сих пор занимают почетное место в нашей семейной библиотеке.


Анна Конакова, Рязань

3 октября 2020 года исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Есенина. Для меня этот поэт, с которым в мое детство вошли любовь к родному краю, Рязанской земле, деревне Константиново, а главное — стихи и песни на слова Сергея Есенина хорошо знал и очень, очень любил мой папа. Он пел эти песни с большой душой и теплом. Часто у нас в доме собиралась многочисленная семья и я, маленькая девочка, с трепетом ждала, когда папа начнёт петь «Отговорила роща золотая». Эти минуты счастья со мной на всю жизнь. Мы каждое лето ездили летом на Рязанщину. Плыли на теплоходе по Оке и всегда в Константиново поднимались на высокую гору, где расположена деревня, чтобы слушать и слушать историю жизни поэта, чтобы вдохнуть этот свежий воздух и поклониться домику, в котором Есенин родился, где жила его мать-старушка, которой он посвятил мое самое любимое стихотворение – «Письмо матери». Пишу, а у самой слезы на глазах – слезы радости и счастья, что в моей семье Есенина знают, любят и очень, очень почитают.

Татьяна Илларионова

Слово «клип» вошло в обиход намного позже, но это был настоящий клип – с мылом, загнанной лошадью, развороченным бурей бытом и «землей – кораблем».

Имажинизм в действии

Мое самое яркое впечатление от стихов Есенина относится к школьным годам. В 10 классе я учил наизусть «Письмо к женщине», сидя в компании своих одноклассников. Я бубнил себе под нос: «Вы помните, вы всё, конечно, помните, как я стоял, приблизившись к стене…» И вдруг мой друг Лёшка начал изображать всё это в пластике: сначала постучал себя по лбу, будто бы что-то вспоминая, а потом припал к стене, представляя пораженного столбняком поэта. «Взволнованно ходили вы по комнате…» Лёшка немедленно преобразился в героиню, обуреваемую эмоциями и расхаживающую из стороны в сторону. «…и что-то резкое в лицо бросали мне» Тут он сделал размашистый «бросающий» жест рукой, а потом с силой откинул голову назад, будто «что-то резкое» достигло цели и попало поэту прямо в лицо.
Очевидно, что Лёшка просто хотел помочь мне запомнить текст, но пантомима вызвала общий интерес. Все явно ждали продолжения. Лёшка почувствовал себя в центре внимания и глазами показал мне: читай! что там дальше?

Я стал декламировать уже в полный голос: «Вы говорили: Нам пора расстаться, что вас измучила моя шальная жизнь, что вам пора за дело приниматься, а мой удел – катиться дальше, вниз». Изобразить всё это было несложно. Стихи Есенина сами обладали такой наглядностью и выразительностью, что достаточно было следовать за глаголами, а когда в тексте появились иносказательные образы – метафоры и символы, Лёшкино представление просто расцвело: «Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском я был как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком».

Слово «клип» вошло в обиход намного позже, но это был настоящий клип – с мылом, загнанной лошадью, развороченным бурей бытом и «землей – кораблем». Кульминацией, естественно, оказались строчки стихотворения: «Ну кто ж из нас на палубе большой не падал, не блевал и не ругался? Их мало, с опытной душой, кто крепким в качке оставался. Тогда и я, под дикий шум, но зрело знающий работу, спустился в корабельный трюм, чтоб не смотреть людскую рвоту». Натурализм образов Есенина сопровождался не менее натуралистическим (конечно, комически утрированным) изображением физиологических симптомов морской болезни. В 10 классе мы были уже большие ребята и имели некоторый личный опыт, чтобы живо прочувствовать и следующие строчки: «Тот трюм был – русским кабаком. И я склонился над стаканом, чтоб, не страдая ни о ком, себя сгубить в угаре пьяном».

Когда мы добрались до концовки, а она срежиссирована самим автором как выход к публике на поклон («Живите так, как вас ведет звезда, под кущей обновленной сени. С приветствием, Вас помнящий всегда знакомый ваш Сергей Есенин»), успех и восторг был всеобщий. Лёшкино шоу было чистой импровизацией – до этого «Письмо к женщине» он не читал. Возможно, так Айседора Дункан импровизировала под музыку, которую слышала впервые. Но в стихах Есенина спектакль был заложен изначально, визуальность, движение, жест составляют самое их существо. Мой друг каким-то удивительным образом схватил этот импульс, когда я только-только начал бормотать их себе под нос – с первых строк.

Некоторое время спустя я читал это стихотворение на вступительном экзамене по литературе. Оно достаточно длинное, но запомнить его оказалось легко.

Николай Гладких
В 2017 году я впервые посетил село Константиново, Рязанской области.
Вместе со своими родителями мы приехали на родину замечательного поэта Сергея Есенина. Прекрасный природный пейзаж и сохранившиеся исторические постройки помогли ненадолго окунуться в мир взросления и становления поэта. Сразу становится ясным откуда могли возникнуть яркие и колоритные образы в произведениях С.А. Есенина. Все вокруг наполнено атмосферой мира и гармонии, каждый уголок хранит свою историю. Неудивительно, что именно в таком красивом и уютном месте родился и жил наш знаменитый поэт Сергей Есенин.

Даниил Шевченко